Фигурное катание—мост между спортом и искусством.

Как уже упоминалось выше, в фигурном катании очень важное место занимает оценка с эстетической точки зрения. Одного точного вычерчивания заданной фигуры мало — необходимо, чтобы все положения и движения фигуриста были свободны, изящны, чтобы не чувствовалось трудности исполняемой фигуры; наоборот, чем непринужденнее держится фигурист, тем выше ценится исполнение.

В правилах Международного Союза Конькобежцев (сокращено — М.С.К.) содержится целый ряд указаний по этому вопросу.

Но помимо положения тела, художественный элемент содержится в значительной степени и в самих фигурах, вычерчиваемых коньком на льду. Школьные фигуры, представляющие собой элементы строгого геометрического орнамента, приучают глаз фигуриста к благородным линиям и пропорциям. Специальные фигуры, изобретение которых предоставляется каждому, дают свободу орнаментального творчества, правда, связанного специфическими особенностями исполнения на коньках, но все же содержащего в себе очень обширные возможности.

Произвольное катание хорошего фигуриста является восхитительным зрелищем чисто-художественного порядка, напоминая какой-то необыкновенный танец, где танцор, как бы освобожденный от законов тяготения, двигаясь в ритме и характере музыки, скользит по льду с такой же легкостью, как птица по воздуху. Для хорошего произвольного катания мало одной технической работы. Так же, как музыкант, вполне совершенный технически не может увлечь слушателей, если он играет сухо, без надлежащей фразировки, так и фигурист, нагромождающий в своей программе кучу технических трудностей не удовлетворит зрителя, если он не оттеняет отдельных мест из своей программы надлежащей «пуантировкой».

Одним словом, для того, чтобы достигнуть высших степеней совершенства в фигурном катании, надо, так же, как и артисту, обладать рядом способностей, совокупность которых принято называть талантом.

Помимо развития художественного чувства, фигурное катание развивает еще одну важную область психики — чувство ритма. Уже в самой простой из фигур — голландском шаге — ритм имеет очень важное значение; особенно нужным является чувство ритма в исполнении школьных фигур ходами назад, когда фигурист не видит того места, где должен произойти переход на другую ногу, и где приходится руководствоваться только ритмическим соотношением времени, требуемого для исполнения обоих колец фигуры. В произвольном катании, исполняемом обычно под музыку, ритм, конечно, имеет еще большее значение.

В Европе и Америке, где в наши дни сценическое искусство прогрессирует главным образом в области эстрады, можно часто встретить в программе мюзик-холла, наряду с выступлениями артистов, также и выступления фигуристов (на искусственном льду), в одиночном и парном катании.

Таким образом, фигурное катание, преследующее эстетические цели в двух направлениях (орнамент и «искусство движений»), представляющее в своих методах полную аналогию методике почти каждого вида искусства, может рассматриваться не только, как „мост» между спортом и искусством, но и как своеобразная область самостоятельного искусства.

4. Фигурное катание на коньках, как вид физической культуры.

Развитие мускулатуры, даваемое фигурным катанием, сравнительно незначительно вследствие слабой нагрузки и небольшой утомляемости. Но именно вследствие этих качеств фигурное катание окажется весьма подходящим спортом для тех людей, которым вредна или просто нежелательна трудная физическая работа конькобежца-скорохода или лыжника. В то же время фигурное катание содержит в себе все главные достоинства зимнего спорта в его оздоравливающем значении. Дыхание свежим, чистым, лишенным пыли морозным воздухом, не слишком трудное физически, но достаточное для согревания тела движение — все это рекомендуется медициной при слабости дыхательных органов и даже при начавшемся туберкулезном процессе.

В отношении же физического воспитания, фигурное катание вырабатывает весьма необходимые не только для спортсмена, но для каждого человека, качества — ловкость, равновесие и исключительное владение своим телом. Фигуры, содержащие в себе элемент быстрого поворота с „переменой фронта» (см. ниже), выполняемого при помощи более или менее резкого перемещения частичных центров тяжести (движениями свободной ноги, рук, иногда даже головы), приучают фигуриста к уменью свободно распоряжаться своим телом, сохраняя равновесие в самых трудных положениях. Особенно четко вырабатывается это качество при изучении „крюка» и „скобки», где специфические особенности этих фигур требуют быстрого переноса центра тяжести совсем не в ту сторону, куда „хотелось бы».

Тренировочная работа фигуриста, требующая вначале очень большого сосредоточения, впоследствии сводится к повторению и комбинированию уже изученных фигур, и здесь в однообразном ритме колец, описываемой восьмерки, даётся глубокий отдых нервам, которые как бы „убаюкиваются» плавным кадансом движений.

Фигурным катанием можно заниматься в любом возрасте, с 9—10 лет и до старости. Нам известны случаи, когда пожилые люди 45—50 лет, никогда не стоявшие до тех пор на коньках, начинали заниматься этим спортом и достигали солидных результатов. Ежедневные посещения катка, не требующие долгих сборов и поездок, оказывают помимо удовольствия, большое гигиеническое, влияние. В течение свободного часа – двух можно успеть побывать на катке, провентилировать легкие, освежиться движением на воздухе и вернуться домой.

Фигурист, который помимо здоровья хочет приобрести мускульную силу, должен сообразоваться с тем, что фигурное катание дает достаточную работу ногам и брюшному прессу, но мышцы верхней части туловища, плечевого пояса и рук, работа которых лишена сопротивления, развиваются значительно слабее. Поэтому, для гармоничного развития всего тела, фигурист должен либо проделывать специальные гимнастические упражнения для указанных мышечных групп, либо в летнее время заниматься каким-нибудь „универсальным» видом спорта—легкой атлетикой, греблей или плаванием.

Фигурное катание, являясь чрезвычайно красивым зрелищем, может служить могучим спортивно-агитационным средством. Если может существовать парное катание, почему бы не организовать групповые, а затем и массовые выступления фигуристов. В этой области открываются очень богатые возможности, как в смысле вовлечения широких масс в физкультуру, так и в смысле массового физического, эстетического и ритмического воспитания.

Размеры настоящей книги не позволяют нам подробно остановиться на советах по гигиене конькобежца-фигуриста. Правила общей и спортивной гигиены здесь такие же, как и в других видах зимнего спорта. Желающих ознакомиться с этим вопросом отсылаем к специальной литературе. Рекомендуется ознакомиться с «Новейшей гигиеной» Мюллера.

Start a Conversation

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *