Теория фигурного катания

I. Движение по кривой линии.

Конькобежец, скользящий по инерции на одной ноге, может изменять направление своего движения, не касаясь льда другой ногой. Если центр тяжести тела находится на вертикальной линии, проходящей через лезвие конька, то конек, скользящий на обоих своих ребрах, оставит след в виде прямой линии. Если же центр тяжести тела будет перенесен вправо или влево, то конек, наклонившись в соответствующую сторону, будет скользить на одном ребре и опишет кривую линию, загнутую в ту сторону, куда наклонилось тело конькобежца. Чем сильнее наклон тела, тем круче будет дуга. С другой стороны, чем быстрее движение, тем сильнее действует центробежная сила и, следовательно, дуга загибается менее круто.

Отсюда можно вывести следующее: при сохранении одного и того же наклона тела, кривая, описываемая коньком, не явится правильным кругом, т. к. по мере движения сила инерции, а, следовательно, и скорость, непрерывно убывает (вследствие трения конька о лед, сопротивления воздуха и т. д.); след составит часть спирали с убывающим радиусом. Это положение иллюстрировано на рис. 10. Линия а—в изображает «линию тяжести» (проходящую через центр тяжести тела и лезвие конька). По мере движения, линия тяжести описывает некоторую поверхность, близкую к конической, которую будем называть, «поверхностью движения».

Движение по кривой линии, без перемены ребра конька, направления и фронта, составляет первую и основную фигуру школы, называемую „голландским шагом». Эта фигура является важнейшей составной частью всех других фигур.

При исполнении той или иной фигуры часто бывает необходимо во время движения увеличить или уменьшить кривизну описываемой дуги. Это достигается путем перемещения «частичных центров тяжести», о которых упоминалось выше. Движения рук, головы и, главным образом — свободной ноги, могут оказать значительное влияние на дугу, описываемую коньком. Не вдаваясь в подробные исследования, констатируем следующее общее правило: введение свободной ноги над льдом внутри следа увеличивает кривизну дуги; ведение свободной ноги снаружи следа — уменьшает кривизну дуги; положение свободной ноги над следом является «нейтральным» и принято вообще, как нормальное.


II. Перемена ребра (направления).

Все фигуры, содержащие перемену ребра, фронта или направления, исполняются особым сложным движением, которое распадается на две главные части: 1) подготовка тела к перемене (предварительное положение) и 2) самое исполнение перемены (разрешение).

Если конькобежец во время скольжения изменит наклон конька, переведя его с одного ребра на другое, то тем самым он вызовет перемену направления. Вторая основная фигура — перетяжка — характеризуется переменой ребра и направления, при чем фронт остается тот же. След получается в виде латинской буквы S.

Перемена ребра достигается перенесением центра тяжести тела справа налево (или обратно), что выполняется с помощью свободной ноги, которая в предварительном положении выносится вперед (или назад), и в момент разрешения, сильным и размашистым движением идет обратно, благодаря чему все тело быстро, но плавно меняет наклон и переходит в новую поверхность движения.

Перетяжка является основой целого ряда фигур — так называемых «параграфов» и «сложных восьмерок».


III. Перемена фронта (поворот).

Поворот (перемена фронта) — является элементом очень многих фигур. Третья из основных фигур — тройка — характерна именно переменой фронта. В этой фигуре поворот производится в наиболее естественную сторону — по закривлению дуги, т. е. если движение идет, например,направо, то и поворот конька вокруг вертикальной оси происходит направо.

В тройке поворот совпадает с моментом перемены ребра, вследствие чего общее направление движения и поверхность движения остаются прежними.

При правильном исполнении тройки обе дуги, лежащие по сторонам поворота, должна быть равной величины и одинаковой кривизны. В виду того, что самое движение поворота производит сильное вращающее действие, кривизна второй дуги будет значительно круче первой, если во время самого поворота не принять некоторых мер, препятствующих дальнейшем; завихрению общего движения. Предварительно положение тройки характеризуется тем, что перед поворотом корпус повернут в сторону закривления очень круто, гораздо круче несущей ноги.

В самый момент поворота (разрешение) конек поворачивается в сторону закривления на 180°, меняя фронт и переходя на другое ребро.

В этот момент корпус вращается в обратную сторону (против закривления), чем и препятствует увеличению кривизны дуги после поворота «Вращение корпуса», происходит относительно таза и бедер, фактически же корпус остается почти неподвижным, а поворачиваются сами бедра.

Вращение корпуса во время поворота может быть умеренным и плавным (в тройке) или, наоборот, сильным и резким, если после поворота тело должно перейти в новую поверхность движения (при исполнении крюка и выкрюка). В этих последних фигурах, заключающих в себе перемену фронта и направления без перемены ребра, предварительное положение требует еще большего поворота корпуса в сторону закривления, чтобы в момент разрешения сильным и энергичным обратным вращением корпуса помочь телу перейти в новую поверхность движения.

Четвертая и последняя фигура с поворотом — скобка, называемая по-немецки «обратной тройкой», отличается от простой тройки тем, что поворот происходит не в сторону закривления дуги, а наоборот. Поэтому в скобке предварительное положение противоположно «троечному» и вращение корпуса относительно таза и бедер происходит по закривлению, в то время как конек поворачивается на 180° против закривления, меняя ребро и фронт.

IV. Теория петли (по Н. Панину).

Если во время скольжения «линия тяжести», образующая поверхность

движения, не изменяет своего наклона к горизонту и если фигурист не перемещает частичных центров тяжести, то след, оставленный коньком, образует спираль с убывающим радиусом (рис. 11). В середине спирали есть некоторая точка о, которая является «центром спирали». Вертикальную линию О — о назовем «осью спирали». Линия тяжести ас образует с вертикальной линией вс некоторый неизменяющийся угол. По мере замедления хода и закручивания спирали неминуемо наступит момент, когда линия вс совпадет (сольется) с осью спирали. Этот момент наступает по достижении коньком точки А.

Этот момент, по удачному выражению Панина, можно назвать «пределом спирали». Если все тело конькобежца останется неподвижным, то по достижении предела спирали последует остановка поступательного движения и падение, так как конек должен завертеться почти на одном месте, что невозможно при наклонной линии тяжести. Но здесь опять приходят на помощь частичные центры тяжести, которые позволяют, описав петлю, превратить прежнюю спираль в развертывающуюся. Во время описания самой петли поверхность движения вполне приближается к конической, при чем голова находится в вершине конуса.

В самый момент предела спирали свободная нога, бывшая ранее позади несущей, вытянувшись, широким, но энергичным взмахом выносится вбок и отчасти в сторону движения, усиливая и расширяя вращательное движение тела и в то же время служа как бы маховиком для плавности общего движения. Вынесение свободной ноги следует производить в тот момент, когда половина петли уже описана и конькобежец уже «начал падать». В конце второй половины петли свободная нога еще раз повторяет взмах в сторону движения, чем усиливается скорость для получения длинного и плавного «выезда» из петли.

Петля принадлежит к числу тех фигур, которые требуют частого повторения. Иначе она забывается и приходится ее разучивать вновь. Главная трудность петли — точно уловить момент предела спирали, и описать вторую дугу (выезд), по величине и кривизне, приблизительно равную.

Start a Conversation

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *